Место проведения:
МАОУ «Гимназия № 86», МАОУ Школа № 61

5 марта 2024 г. прошло конкурсное испытание «Разговор со школьниками». Ярким и продуктивным получился первый конкурсный день у учителей русского языка и литературы.

Темы, которые обсуждали учителя со школьниками, важные для каждого гражданина нашей страны — от патриотизма до семейных ценностей.

Цель конкурсного испытания: демонстрация профессиональных компетенций конкурсанта в области организации и проведения внеурочного занятия, направленного на достижение результатов воспитания.

Жюри отметило, что конкурсанты старались увязать материал воспитательного события с личным опытом обучаемых. Эксперты отметили, что учителя подошли к решению конкурсного испытания творчески: элементы игры, мини-исследования, приемы: «яркое пятно», мозговой штурм, мини-проекты — позволили конкурсантам оживить занятия, установить контакт с классом.

Так, Борисова Екатерина Николаевна, вспоминая историю нашей страны, соединила День народного единства с Днём семьи, напомнив, что символом этого праздника является ромашка.

Гедич Алия Аслямовна провела необычное занятие о первооткрывателях, а фрагмент их м/ф «Простоквашино», где речь идёт об Иване Федоровиче Крузенштерне — человеке и пароходе — уместно вписался в канву всего мероприятия.

Исхакова Гульшат Адгамовна подготовила разговор на очень серьёзную и важную тему — о героях спецназа. Ребята активно поддерживали учителя, демонстрируя свои знания об отрядах «Альфа», «Витязь» и др.

Булатова Дарья Борисовна побудила школьников задуматься о том, как найти своё место в обществе. Рассуждая о качествах, необходимых для достижения успеха, ребята составили облако тегов на заданную тему.

Жуланова Ольга Александровна предложила ребятам идти «дорогою добра», раскрывая тему «Мы вместе». Действительно, мы вместе, когда делаем мир вокруг себя лучше: помогаем нуждающимся, спасаем животных, защищаем природу. Эффектным завершением разговора стал процесс высаживания семян цветов для будущей школьной клумбы.

Шакирова Наталья Алексеевна говорила с одиннадцатиклассниками о главном законе страны — о Конституции. Разговор получился серьёзным и содержательным. Ребята вспомнили о своих правах и обязанностях, закреплённых в Конституции, проанализировали ситуации из жизни, вспомнили художественные произведения, в которых речь шла о нарушении прав человека.

Очень душевно прошел разговор у Арслановой Эльвиры Миниахметовны. В процессе беседы школьники выявили основные ценности, необходимые для формирования крепкого и здорового коллектива.

Всемирный фестиваль молодёжи – самое масштабное молодёжное событие в мире. Он объединит неравнодушных людей со всей планеты. Фестиваль – это начало новой дружбы и взаимного обогащения культурами и традициями разных народов. Разговор Даяновой Раушании Рафкатовны был посвящен этому важному событию. Учителем использовались разные виды деятельности: групповые и фронтальные задания, интерактивные игры, работа в творческих группах. Ребята не только узнали историю всемирного фестиваля молодежи, традиции и цели этого международного проекта, но и провели в рамках занятия свой фестиваль.

Егорова Марина Игоревна подвела пятиклассников к дискуссии «Как найти свое место в жизни?» Четко поставленная учителем задача создает мотивацию не только для активного участия школьников в обсуждении темы, но и обеспечивает осознание основного смысла занятия: определение своего выбора, места в обществе связано с развитием стремления быть полезным для других людей, воспитанием уважительного отношения к труду и выбору будущей профессии.

Экспериментальная групповая работа, организованная Журавлевой Евгенией Андреевной, позволила школьникам определить, какие ситуации из жизни требуют индивидуального подхода, а какие можно решить только сообща: сплести маскировочную сетку, позвонить бабушке или приобрести корм для собаки, собрать макулатуру, написать сочинение или решить задачу. Ненавязчиво, просто и в то же время глубоко учитель организует хорошее общение, диалог, обмен мнениями.

«Налоговая грамотность» — тема разговора Лобастовой Валентины Геннадьевны. Что такое налоги? История налогообложения. Интересные факты о налогах. Этапы развития системы налогообложения. Увлеченно работали шестиклассники, самостоятельно отвечали на вопросы о том, какие общественные блага создаются за счёт собранных средств.

О взаимоотношениях в коллективе шла речь на занятии Давлетовой Ирины Раифовны. Выстраиваются ассоциативные цепочки со словами «вместе», «сообща». Отношения в коллективе рассматриваются через выявление и анализ положительных и отрицательных качеств, которые ведут к формированию «доброго дома» или мешают его созданию.

«Россия: взгляд в будущее» — тема разговора в седьмом классе. В центре внимания Бердикаевой Луизы Сибагатовны калейдоскоп достижений России и Республики Башкортостан. В процессе коллективного взаимодействия учитель воспитывает ценностное отношение к знаниям в сфере инновационных технологий, формирует представление об особенностях профессий будущего и связанных с ними компетенций современного человека.

Валиева Сумбуль Гаязовна начала свой разговор «Союзники России» с уточнения семантики слов, используемых во время беседы. Какие страны являются нашими союзниками и каковы цели и направления международного сотрудничества России? Разговор шел об общих ценностях, целях и мировоззрении людей из дружественных стран.

«Там, где Россия» -тема разговора с девятиклассниками Баташовой Надежды Михайловны. Ученики самостоятельно формулируют цели и задачи предстоящего разговора. Викторины, работа в парах, ответы на блиц-вопросы – это только малая часть используемых учителем набором средств, приемов и методов, которые помогает учителю не только наладить контакт со школьниками, но и изложить региональный материал о достопримечательностях нашей республики.

Цель разговора Каримовой Гульнары Фоэловны на тему «Что такое Родина?» – воспитание любви к Отечеству. Интерактивные формы работы помогают активизировать знания учеников из различных областей знания, проследить межпредметные связи, учат школьников переносить знания из одной области в другую. Заслуживает внимания решение проблемного вопроса: почему человек тоскует по Родине?

На конкурсном этапе «Учитель года» был проведен очень интересный и продуктивный этап — Разговор со школьниками. Было заметно, как участники с легкостью взаимодействовали с детьми, проявляли внимание к их точке зрения и мотивировали к активному общению. Учителя задавали вопросы, выслушивали мнения школьников и делились своим опытом. Было приятно видеть, как участники конкурса раскрывали свои педагогические таланты, умение вдохновлять учеников и влиять на них. Разговор со школьниками дал возможность увидеть, насколько учителя готовы к тому, чтобы быть не просто преподавателями, а наставниками и вдохновителями для учащихся. В целом, этот этап конкурса показал, что учительская профессия требует не только знаний и опыта, но и способности к эмпатии, пониманию и поддержке детей в их развитии.

У всех педагогов получилось справиться с волнением и продемонстрировать креативность, профессиональное мастерство, нестандартный подход к решению образовательных и воспитательных задач. Приняв участие в конкурсе, каждый из них уже одержал свою личную победу.

Завтра второму потоку участников предстоит продолжить со школьниками разговор о важном, пожелаем им энтузиазма, радости общения и творческого вдохновения!